Осуществление основной потребности искусства в жизни человека перенеслось постепенно из общественных помещений древних времен и средневековья в собственный жилищный простор. Дома люди совершенно естественно окружают себя предметами, которыми хотят украсить свою жизнь, углубить свои эстетические впечатления и расширить свой простор мнимым объектом - картиной. Оптимальная функция художественного произведения в доме обусловлена многими предпосылками. В первую очередь, это должно быть действительно художественное произведение, являющееся носителем изобразительной идеи, хотя бы частично понятной его владельцу. Только такие картины способны удовлетворить человека эстетически, создать смысловую восприимчивость, воображение и фантазию. Но и хорошее произведение может оправдать свое предназначение в доме только тогда, когда ему вместе с архитектурой и обстановкой в доме будет придаваться не только дополнительная функция, но и эстетическая. Это подчеркивает потребность знать и соблюдать закономерности реализации соединения художественного произведения с внутренним интерьером и обстановкой квартиры.
Картина в интерьере квартиры
Картина является составной частью интерьера и поэтому, конечно, не должна в доме мешать, осложнять манипуляцию со шкафами, окнами и т. п. Если не брать во внимание эти практические аспекты размещения картины в интерьере жилого помещения, то картина становится его композиционной составной частью. Размещение картины - это в своем роде производная изобразительная композиция, в которой также должны соблюдаться правила (симметрия, ритм, тектоника и т. п.). Правильное размещение картины в интерьере должно усиливать и подчеркивать художественные преимущества картины. В противном случае угрожает опасность, что картина станет лишь дополнением помещения, неподходящим пятном, и ее художественная ценность будет искажена. Для размещения картины в доме существует много разных возможностей. Решение интерьера и размещение картин в нем носят творческий характер, большое значение имеет вкус и эстетика потребителя.
Место для картины
Картинам, с точки зрения физики, необходима сухая среда без сквозняка. Влажная среда способствует повреждению поверхностного слоя картины. Сквозняк может у картин, недостаточно натянутых на полотняной подставке, отдавить весь прямоугольник подрамника (слепой рамы, на жаргоне „блиндрама") на поверхность картины, а это устраняется с трудом. Незастекленным картинам наносит вред курение в помещении, они сильно загрязняются.
Подходящая поверхность
Картине для ее оптимального воздействия необходима поверхность высокого эстетического качества. Ее можно создать уже во время обстановки квартиры, например, низкой мебелью и достаточно пустым пространством стен. В большинстве случаев, ситуация оказывается совершенно иной - размещать картину мы начинаем только после покраски стен, размещения мебели, в качестве дополнения. По существу, в каждой квартире можно создать подходящий простор для размещения подвесной картины. Это, в первую очередь, свободные стены и ниши, место над диваном и т. п.
Нейтральный фон
Картина часто по своей форме и цвету достаточно расчленена. Поэтому ей нужен нейтральный фон. Стена, окрашенная валиком с узором, или обклеенная пестрыми обоями, не дает возможность оптимально воспринимать произведение. Самым подходящим местом для картин, если их много, является белая стена. Она создает нейтральный фон и дает картинам перспективу. Проще говоря, стены светлых тонов больше подходят, чем темные. При размещении картин нужно брать во внимание и освещение. Большинство картин в доме написаны маслом, которые покрыты поверхностным лаком, или это застекленные графические листы.
Освещение
Отражение света при прямом освещении вызывает зеркальный эффект, который мешает оптимальному восприятию картины. Поэтому самым лучшим местом для картин является пространство, освещаемое сбоку или сверху. Это относится и к искусственному освещению, когда при размещении освещающих ламп и картин необходимо избегать зеркального освещения. Напротив окон мы размещаем неблестящие картины с пастозной поверхностью. Через некоторое время мы замечаем, что некоторые картины лучше выглядят при искусственном освещении. Это преимущественно картины, в которых преобладает зеленый и синий цвет. Об этом также надо помнить, размещая картины.
Дистанция
Картине, особенно большой, необходима, однако, и соответствующая дистанция. Детали картины должны быть еще читаемы, но дистанция между картинами должна быть такой, чтобы она воспринималась как одно целое. Обычно это расстояние представляет собой увеличенную в два раза диагональ картины. Большие картины, как правило, не подходят для небольших помещений.
Размещение картины в просторах квартиры
Само размещение картин на подходящем пространстве в квартире определено, главным образом, геометрическими свойствами картины (прямоугольная, квадратная, эллипсовидная или круглая форма). Необходимо принимать во внимание и взаимоотношение картины с внутренней обстановкой квартиры, в основном мебели, а также отношения между самими картинами.
Близость стилей
На первый взгляд кажется, что идеальным отношением внутренней обстановки и картины должна быть близость стилей. Таким образом, в современном интерьере должны были бы быть картины современной живописи, а дополнением антикварной мебели, в свою очередь, картины классической живописи. Но однако, несмотря на практические возможности обеспечения такого единства стилей, и такое беспроблемное соединение не всегда оказывается лучшим. В качестве примера можно привести всем хорошо известную действительность, что современная мебель вполне хорошо сживается с дополнениями, в том числе и картинами наивного искусства.
Близость качества
Вообще говоря, если это хороший интерьер, то в нем хорошо будет смотреться каждое художественное произведение, несмотря ни на стиль, ни на время создания и т. п. Таким образом, качество имеет преимущество перед близостью стилей. И в данном случае главным является личный вкус и эстетическое чувство при выборе и композиции интерьера так, чтобы при качестве всех его элементов ощущалось достигнутое эстетическое единство. Чтобы достигнуть оптимального эстетического воздействия всех картин в одном помещении или на одной стене, необходимо добиться определенного единства или хотя бы подобия картин. В первую очередь это должен быть принцип установки одинаковой или подобной изобразительной техники. Очень осторожно надо комбинировать масло с графикой, рисунком но, если это возможно, не с пастелью или акварелью.
Объединяющий элемент
Его можно комбинировать без проблем с гуашью или темперой. В силу своих индивидуальных возможностей мы стараемся в расположение картин на стене или в помещении внести объединяющий их элемент. Можно повесить картины одного автора или группы, школы и т. п., у более старых картин это может быть их возраст или стиль. Объединяющим элементом может быть и сюжет (натюрморт, обнаженная натура), а также одинаковые рамы и т. п.
Высота размещения картин
Само пространство квартиры заставляет нас задуматься над горизонтальными и вертикальными измерениями. Размещение картины по диагонали или под наклоном мы выбираем только в исключительных случаях, это вызывает чувство недовольства и неуравновешенности, нелогичности. Горизонтально, параллельно с поверхностью пола мы вешаем картины и даже в том случае, если потолок или лестница находятся под наклоном. Таким образом мы подчеркиваем стабильность пространства. Основной принцип размещения группы картин - соблюдение определенной горизонтальной или вертикальной линии. Золотым, проверенным правилом является то, когда все картины, висящие в одном ряду, своей нижней частью создают одну линию. В определенных случаях лучше создать общую линию верхним краем картин, главным образом по отношению к мебели, статуе, телевизору. Небольшие картины можно повесить одну над другой и создать одним из краев или серединой вертикальную линию. Разместить картины можно и так, чтобы их середина находилась на одной горизонтальной линии. Таким образом развешиваются картины в большинстве галерей. Что касается обстановки квартиры - главное это относится к мебели - соблюдается принцип, чтобы картина чем-либо была связана с предметами в интерьере или архитектурными элементами (окна, двери и т. п.), одним словом, чтобы они подходили друг к другу. Высота размещения картины будет зависеть от того, откуда мы обычно смотрим на картину, сидим (картины размещены немного ниже) или стоим.
Место нахождения наблюдателя
Основной принцип - середина картины должна находиться на высоте глаз стоящего наблюдателя. Это не относится к монументальным картинам, у которых нижний край картины должен находиться на уровне глаз человека.
Правила размещения картин
Недостатки: - нарушен задний фон картин, - разный уровень высоты нижнего края картин.
Правильное решение: - белый нейтральный фон, - нижние края картин на одном уровне, - одинаковое расстояние между картинами (ритм).
Композиция размещения картин
Картина является составной частью композиционного решения целых помещений, стен или их частей. Я уже говорил, что при размещении картин в доме мы придерживаемся таких же принципов композиции, как и в произведении искусства.
Симметрия
В большинстве семей картин скорее меньше, чем больше, поэтому часто приходится решать вопрос о размещении одной картины на стене. Естественно, что мы ее повесим симметрично посередине стены. Если мы с каждой ее стороны повесим еще по одной картине одинаковых размеров, то в таком случае это будет более сложная симметричная композиция. Центром симметрии может быть не только середина стены, но и середина выбранного элемента мебели (журнальный столик, комод, диван и т. п.), расположенного у стены. Симметрию мы можем создать и размещением картин одна над другой, что очень подходит для ниш и узких полос стен.
Ритм
Следующим композиционным принципом размещения картин является ритм. Ритм достигается размещением картин одинаковых размеров рядом друг с другом, а главное, на одинаковом расстоянии друг от друга. Система размещения картин на стене увеличивает их общее восприятие в интерьере. Эти два принципа при размещении картин часто переплетаются, действуют слаженно. Если мы не можем или не хотим эти два принципа соблюдать, то необходимо всегда соблюдать уравновешенность в композиции размещения картин.
Уравновешенность
Асимметрическое расположение жилого пространства может быть иногда также подходящим. Это нам позволит выделить другие элементы жилого помещения или поместить на одну стену картины такого характера и формы, которые будут иметь эстетически воздействующее расположение лишь при дополнении деталью мебели. Пропорциональности композиции нескольких картин можно добиться и цветовым расположением, особенно в комбинации цветной и черно-белой техники.
Доминанта
Если мы хотим какую-либо картину выделить, то стараемся расположить остальные картины и другие элементы жилого помещения таким образом, чтобы она была доминирующей. Картина, находящаяся в группе, состоящей из трех картин, будет доминирующей, если она находится посередине, также цветная по отношению к черно-белым, или большая картина по отношению к меньшим картинам. Конечно, доминантным пространством является середина стены.
Блоки
Если мы решаем, как разместить несколько небольших картин, то можно из них составить блоки. Такое решение является относительно нейтральным. Оно поможет вам решить вопрос расположения овальных картин в интерьере и размещение больших коллекций. При составлении блоков действуют те же композиционные принципы, как и для одной картины.
Недостатки: - неодинаковые промежутки между картинами, - разный уровень нижнего края картин, - горизонтальная линия верхнего уровня мебели несовпадает с верхней линией картин.
Правильное решение: - верхний край картин на одном уровне, горизонтальная линия верхнего уровня мебели совпадает с верхней линией картин, - правая картина помещена симметрично по отношению к середине низкого шкафа, находящего под ней, - перемещение нижнего края картины вправо над уровень остальных картин компенсировано статуей под картиной, - две картины размещены симметрично по отношению к находящимся под ними шкафам.
Правильное размещение: Уровень развешанных картин - середина картин находится приблизительно на уровне глаз наблюдателя.
Правильное решение: Несколько картин разных размеров и форм размещено в блоке с соблюдением приблизительно одинаковых промежутков между картинами.